Радиоспортивный кружок в сельской школе
Мы устали слушать: растут подростковое хулиганство, пьянство, преступность и наркомания. Но разве мы можем с этим смириться? Разве нет выхода? С 1981 года в Тораевской средней школе Моргаушского района Чувашской Республики работает радиоспортивный кружок для учащихся 4—10 классов. Организовал кружок опытный педагог, учитель трудового обучения этой школы Ю. Н. Ершов. В первый год работы были трудности с организацией занятий, так как не было свободного помещения, полностью отсутствовала материальная база кружка, не хватало радиодеталей. Начали с того, что школьники вместе с рабочими во время летних каникул во дворе школы построили одноэтажное деревянное здание. Республиканская станция юных техников помогла радиодеталями.
Процесс обучения развивался диалектически от простого к сложному. Ребята затем сами из отходов производства, бракованного фольгированного гетинакса, некондиционных материалов стали изготавливать блоки питания, генераторы, приемники по схеме прямого преобразования и собирать комплект аппаратуры для тренировок по спортивным играм. В школе оборудован радиоспортивный класс на 30 рабочих мест. В нем имеется целый набор механического оборудования, различных типов датчиков и приемников, большое число изготовленных плат и схем, различных механических и электротехнических инструментов. Причем все это изготовлено и приспособлено руками школьников.
Особой популярностью среди школьников пользуется спортивная радиопеленгация или игра «Охота на лис». Она заключается в том, что одни ребята устанавливают и маскируют радиопередатчик на 3,5 мегагерца (80 м диапазон КВ) в укромном месте, другие осуществляют поиск с помощью специальных приемников-пеленгаторов, причем радиопередатчик можно увидеть с расстояния 10 м. Приемник радиоспортсмена снабжен направ¬ленной антенной, поэтому громкость сигнала «лисы» зависит от угла между осью антенны и направлением на радиопередатчик. «Лисы» работают по очереди в течение одной минуты, 4 минуты отдыхают. В радиоориентировании игроку дается карта лесного участка, на которой отмечены места расположения 6—8 микропередатчиков. Сигналы от этих микропередатчиков можно услышать только с расстояния около 100 м. В этой игре побеждает тот, кто сумеет найти всех «лис» за меньший промежуток времени.
В мае 1984 года кружковцы впервые приняли участие на республиканских соревнованиях школьников по радиоспорту. Призовых мест тогда они не заняли, но поняли, что необходимо серьезно заниматься совершенствованием аппаратуры, реставрированием вышедших из строя узлов и изучением радиотелеграфии. В зимнее время знакомились с топографией и перспективными схемами, занимались радиоконструированием и разработкой новых схем, модернизацией существующих и отработкой старых, одновременно изменяя габариты устройств в сторону миниатюризации, а осенью и весной проводили тренировки вначале на открытой местности, а затем в небольшом лесочке, роще. После чего школьники стали свободно собирать супергетеродинные приемники, разработали усовершенствованный микропередатчик, освоили задающий мультивибратор на микросхемах. В качестве элементной базы использовали микросхемы типа К176. Напряженный труд увенчался успехом - изготовили новый приемник собственной конструкции. В результате команда сельской школы на республиканских соревнованиях школьников в 1985 г. заняла третье место, а в 1986 г. - второе место. В 1986 г. Васильев Олег на республиканских соревнованиях занял второе место, а в 1987 г. ученик 8 класса Водников Владимир стал чемпионом среди мальчиков, был награжден дипломом первой степени и переносным магнитофоном «Азамат-302». В кружке успешно и с интересом занимаются и девочки. Они не отставали от ребят, а зачастую опережали и достигали больших успехов. В 1988 г. Попова Оксана, в 1989 г. Александрова Алена, а в 1990 г. Ершова Альбина занимали первые места и становились чемпионками Чувашской Республики. Команда этой школы регулярно принимала участие на соревнованиях и в смешанной эстафете. Так, в 1988 г. команда в составе Александровой Алены, Михайловой Ирины, Викторова Николая и Ефимова Андрея на республиканских соревнованиях заняла второе место. Эта же команда принимала участие в радиоэстафете и тоже заняла второе место. Отлично, без ошибок приняла цифровую радиограмму на первом этапе радиоэстафеты Михайлова Ирина.
С появлением рыночной экономики средств явно не хватает. Несмотря на все сложности, кружок продолжает функционировать. В этом им оказывают помощь поклонники. Большинство этих людей не называют себя спонсорами, подписывающими чеки на благотворительность. Они понимают, как важно и нужно сегодня вкладывать средства в детей, в конкретную деятельность, чтобы защитить будущее. Неоценимую помощь в поддержании и развитии материально-технической базы кружка оказали акционерные общества «Пульсар», «Темп» и малое предприятие «Спецавтоматтехника». В настоящее время кружковцы работают над созданием кооператива по изготовлению и ремонту бытовой техники. Кружковцы поддерживают связь с предприятиями, на которых работают бывшие его члены, а руководитель кружка - с педагогическим институтом, который закончил 20 лет назад. Занятия в радиоспортивном кружке помогли многим выпускникам выбрать профессию. Некоторые учатся на индустриально-педагогическом факультете пединститута, другие на факультетах электроники и автоматики других вузов. Некоторые уже закончили институты, техникумы и стали учителями и радиоспециалистами. Одни — по трудовому обучению, другие - по созданию электронной техники, третьи - по наладке и обслуживанию, четвертые - по ремонту бытовой аппаратуры. В ближайшую перспективу кружковцы мечтают оснастить радиоспортивный класс современным оборудованием, намечают открыть школьную радиостанцию для проведения любительских радиосвязей на коротких волнах. Осуществить эти планы они мечтают тогда, когда заработают достаточно средств от предпринимательской деятельности кооператива и при активной поддержке спонсоров.
И. ТИМОФЕЕВ,
доцент Чувашского пединститута, кандидат технических наук
Журнал "Народная школа", июнь 1993 г.